Деньги и дети, или Финансовое благополучие наших детей

Содержание

Деньги и дети, или Финансовое благополучие наших детей

Дети и деньги. Как научить ребёнка быть финансово обеспеченным

Пословица утверждает, что не в деньгах счастье, но они всё же играют большую роль в нашей жизни. Оказывается, решающее влияние на материальное благополучие оказывают финансовые привычки, заложенные в детстве. Поэтому родители в ответе за правильно воспитанное в своих детях отношение к деньгам.

Конечно, на финансовое благополучие людей влияет и большое количество внешних факторов: благосостояние общества в стране проживания, финансовое положение родственников или удача. Но всё относительно: ведь в одной стране живут и богатые, и бедные, да и финансового успеха вполне можно добиться, родившись в семье с невысоким достатком.

– Чтобы заработать и сохранить благополучное финансовое положение, необходимы личные качества: умение организовать доходы и вести расходы, получать максимум выгоды при минимуме затрат, рационально расставлять приоритеты в процессе личного потребления, прилагать усилия для сохранения своей собственности, – считает Вероника Федосеева, старший преподаватель кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории ПГНИУ.

Привычка – это основа

Финансовое поведение складывается из привычек: невозможно в один момент стать финансово грамотным, изучив набор правил. Главное – практика, и начинать практиковаться нужно достаточно рано.

Привычки ребенка это в первую очередь привычки его родителей. Наблюдая отношение родителей к деньгам, способ распределения семейного бюджета, реакцию родителей на его «хочу» в магазине, ребенок воспринимает увиденное как правильное и запоминает. К сожалению, современное российское общество не может похвастаться зрелым отношением к финансам. Поэтому родителям стоит в первую очередь заняться собственным финансовым образованием.

– Часто мешает наш менталитет: «О деньгах говорить неприлично», «Деньги – это не важно». Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок родителей, – рассказывает Виктор Никонов, детский финансовый консультант, автор онлайн-курса по финансовой грамотности для детей «Финик». – До 13–14 лет на ребенка практически невозможно повлиять в отрыве от семьи. Родителям стоит на собственном примере показывать, как нужно, и не стесняться начинать с чего-то простого, главное – начать и не останавливаться.

Расширить кругозор

Финансовое образование, ориентированное на самих детей, тоже очень важно. Оно поможет сформировать у ребенка широкий финансовый кругозор, который в будущем обеспечит ему достаточный уровень финансовой безопасности и поможет увеличить доходы благодаря использованию всех финансовых возможностей: налоговых вычетов, субсидий, страховых выплат и так далее. Недостатки же финансового кругозора приводят к финансовой неуспешности: появлению пеней и штрафов, банкротству, испорченной кредитной истории, ущербу в результате мошенничеств.

Каждый человек относится к определенному инвестиционному типу, и от него зависит стиль финансового поведения.

– В зависимости от степени уверенности в себе и осторожности можно выделить четыре типа, – говорит независимый финансовый консультант Эдуард Матвеев, автор проекта «Лесная биржа». – Индивидуалист (уверенный, но осторожный, обычно ни к кому не обращается за советами), искатель приключений (всегда делает большие ставки, готов рисковать), звезда (любит быть в тренде, но часто не имеет знаний или опыта, нужны консультации) и страж (всегда настороже, озабочен рисками, не имеет сильной веры в себя, часто спрашивает совета).
Поменять тип инвестиционного поведения очень трудно, да и не нужно. А вот расширить финансовый кругозор ребенка очень важно. Наиболее осторожным нужно показать возможности, а искателя приключений, наоборот, научить брать риски под контроль.

Родительский тренажёр

Ученые называют несколько возрастных этапов отношений детей и денег. Полезные для финансового благополучия привычки воспитываются у ребенка с 3–4 лет, например бережное отношение к имуществу.

Привычки распоряжаться финансами возникают позднее, в начальной школе, когда ребенок получает карманные деньги. На этом этапе важно научить ребенка быть честным и пунктуальным в денежных расчетах. Уже в этом возрасте можно заметить финансовые привычки ребенка и попробовать их скорректировать или придать нужные смыслы.

Более явный стиль финансового поведения складывается в старшем школьном возрасте, по мере появления заработанных денег и формирования отношения к труду и потреблению, займам и сбережениям, личной свободе и ответственности. Только заработав свои собственные деньги, ребенок начинает понимать им цену, что определяет завершающий этап формирования его отношения к финансам.

Важно приобрести как можно больше опыта обращения с деньгами еще в юном возрасте. Ребенок, привыкший разумно тратить деньги и сберегать их часть, став взрослым и начав зарабатывать, быстро перенесет этот опыт на реальную жизнь и быстро добьется успеха по сравнению с теми, кто выучил на пятерки «Финансовую грамотность» в школе, но не получил реального жизненного опыта.

Расширить финансовый кругозор помогает вовлечение детей в реальные дела взрослых. Первым практическим опытом вполне может стать помощь родителям в их деле.

– Всегда найдется что-то, что может быть им интересно, понятно и во что они смогут внести свой небольшой вклад. Дайте сыну, дочери возможность высказать свое мнение и прислушайтесь к нему. Обязательно приводите их к себе на работу, – уверена Наталья Давыдова, руководитель «Клуба финансистов Пермского края». – А самостоятельную карьеру важно начинать с низов, и не на «родительском» предприятии. Практика у признанных профессионалов даст опыт завоевания уважения к себе, позволит освоить всю цепочку деятельности и приобрести профессиональные навыки.

Книжная полка. Детям о деньгах просто и доступно

Как родителям помочь ребенку разобраться в сложном мире финансов и понять, что такое экономика? На помощь придут умные книги, в которых не только дети, но и взрослые найдут много полезной и занимательной информации.

Татьяна Попова, «Волшебный банкомат» (5+) и «Детям об экономике» (5+) – эти книги научат детей принимать первые финансовые решения и избегать финансовых ошибок.

Евгения Блискавка, «Дети и деньги» (5+) – книга учит делить траты на желаемые и необходимые, распознавать фальшивые банкноты, экономить и копить. К каждой теме есть упражнения и задачи, которые помогут понять, разобрался ли ребенок в том или ином вопросе.

Сергей Федин, «Финансовая грамотность» (6+) – азбука финансовой грамотности для учеников начальных классов. К книге прилагаются рабочие тетради.

Бодо Шефер, «Пёс по имени Мани, или Азбука денег» (6+) – книга расскажет, как наладить отношения с деньгами и при этом не испортить человеческие отношения, как не дать богатству вскружить вам голову и на­учиться получать удовольствие от процесса зарабатывания денег.

Джерри Бейли, Фелиция Ло, «Твои деньги» (12+) – эта книга поможет разобраться в том, как избежать долгов, что такое налоги и как защититься от мошенников.

Игорь Липсиц, «Удивительные приключения в стране Экономике» (12+) – книга, написанная доктором экономических наук, объясняет, что такое зарплата, как формируются цены на товары, кто определяет валютные курсы, зачем нужна конкуренция на рынке и откуда берется инфляция.

Читайте также:  Проверено на глазированных сырках. Выбираем тот, что полезнее и вкуснее

Роберт Кийосаки, «Богатый папа, бедный папа» (12+) – книга поможет подростку расширить кругозор в сфере финансов и начать мыслить нестандартно. Автор мотивирует читателя как можно раньше начать принимать самостоятельные финансовые решения, научиться четко ставить цели и задуматься о своем будущем уже сейчас.

Основа финансового благополучия: 7 советов, которые научат ребенка обращаться с деньгами

Детство — самый подходящий период для того, чтобы сформировать правильное отношение к деньгам. Финансовое благополучие основывается не столько на количестве денег, сколько на умении ими распоряжаться, зарабатывать и откладывать. К сожалению, этому не учат в школах, поэтому родителям придется полагаться на себя в вопросах финансовой грамотности их детей. Не стоит пренебрегать этим важным вопросом. Лучше всего разработать небольшую воспитательную стратегию, которая поможет уберечь ребенка от многих ошибок во взрослой жизни.

Финансовое благополучие ребенка: чему могут научить родители

Начинать говорить с детьми о деньгах можно с раннего возраста. У ребенка не должно сформироваться представление о деньгах, как о чем-то эфемерном или о том, что это зло. Деньги — всего лишь средство, которым надо научиться распоряжаться. Во многом от этого навыка будет зависеть будущее финансовое благополучие вашего ребенка.

Давайте разберем, как можно научить детей обращаться с деньгами.

1. Покажите свое спокойное отношение к деньгам

Так как деньги играют большую роль в нашей жизни, они вызывают массу эмоций: от радости до депрессии. Часто мы склонны чересчур бурно реагировать на финансовые неудачи и все это демонстрировать перед ребенком. Говорите о деньгах спокойно, не передавайте им власть над ситуацией. Это покажет ребенку, что финансовая сторона жизни важна, но не она самая главная.

2. Обсуждайте с детьми финансы

При этом не стоит умалчивать ни о ваших доходах, ни о проблемах с деньгами. Всегда говорите с детьми о финансах: на что идут заработанные деньги, сколько что стоит, выгоден ли кредит, почему не стоит верить рекламе, как зарабатываются деньги. Говорите открыто обо всех этих вещах и о том, если семье что-то не по карману. Конечно, не надо впадать и в другую крайность, подсчитывать каждую копейку и указывать на это ребенку. Такое поведение родителей вселяет в ребенка страх перед бедностью и тревожность.

Чем старше ребенок, тем больше тем для обсуждения у вас появляется. Можно говорить не только о финансовых делах семьи, но и порассуждать, что дают деньги, почему до сих пор существует бедность, что такое бизнес, кредит, ипотека и т.д.

3. Учите ребенка откладывать деньги

Копилка — простое средство для обучения финансовой грамотности. Заводить ее можно уже в дошкольном возрасте. Лучше всего, если ребенок будет собирать на какую-то очень желанную для него покупку. Это научит его ждать, выбирать из многих своих хотелок самое-самое, наглядно покажет, что вещи имеют свою стоимость. В возрасте 10-12 лет можно открыть ребенку банковский счет, познакомить с банковской системой и основными операциями.

4. Научите ребенка различать «надо» и «хочу»

Поговорите с ребенком о том, что есть обязательные статьи расходов семейного бюджета: коммуналка, кредитные выплаты, еда, одежда, обучение. Все, что остается можно потратить на развлечения и другие «хочу». Помогите понять, что порой надо отказаться от сиюминутных желаний ради более ценных приобретений. Не всегда это может быть что-то материальное.

5. Учите детей делать покупки

Берите детей в магазин и привлекайте к процессу покупок.

Расскажите им, как соотносится качество и цена, почему один и тот же товар может стоить по-разному, на что вы ориентируетесь при выборе, как совершить выгодную покупку.

Посоветуйте придерживаться правила 24 часов. Если предстоит крупная покупка, лучше подождать 24 часа, чтобы все хорошо обдумать. Это поможет не поддаваться сиюминутным желаниям и убережет от ненужных растрат.

Учите изучать товар, который вы планируете купить, читать отзывы, сравнивать цены, преимущества в разных магазинах.

6. Давайте карманные деньги

Карманные деньги — это возможность для ребенка научиться обращаться с деньгами на практике. Объясните ребенку, почему вы можете выделить именно такую сумму денег на карманные расходы (родители оплачивают жилье, еду, одежду) и на что вы их ему даете. Смысл карманных денег — научить ребенка откладывать и собирать нужную сумму.

Суммы на карманные расходы желательно увеличивать с возрастом, чтобы ребенку хватало на его нужды.

Не стоит вмешиваться в то, как и куда их тратит ребенок. Это его личные финансы, но и нести ответственность за это он тоже должен сам. Ошибки неизбежны, но они научат ребенка соотносить свои возможности и желания.

Не надо наказывать ребенка лишением карманных денег. Хорошее поведение не должно зависеть от того, заплатите вы ему или нет.

Советуйте ребенку, куда можно потратить карманные деньги и как их можно накопить. Но если ребенок совершил неразумную трату, не критикуйте, но и не одалживайте денег дополнительно.

7. Расскажите ребенку о том, как он может заработать

Если ребенок хочет приобрести что-то очень дорогое или существенно увеличить свои карманные расходы, он может заработать необходимую ему сумму. Подумайте вместе с ребенком, как он может заработать: продавать свои хенд мейд изделия, расклеивать объявления, убираться у соседей, подработать официантом.

Дети и деньги: список литературы о финансах

Финансовая грамотность — тема интересная и обширная. Не всегда родители могут компетентно разобраться в некоторых вопросах и доступно объяснить это ребенку. В таком случае на помощь придут книги.

Мы подготовили для вас список полезной литературы, которая заложит у ребенка основы финансового благополучия в его будущем.

Роберт Кийосаки «Богатый папа, бедный папа для подростков» научит детей управлять своими финансами.

Джерри Бейли, Ло Фелиция «Твои деньги» расскажет школьникам о деньгах, что такое бюджет и как можно открыть свой бизнес. Из этой же серии: «Заставь деньги расти», «Как потратить деньги с умом?».

Бодо Шефер «Пес по имени Мани» в форме сказки научит детей финансовой грамотности.

Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами» поможет родителям говорить с детьми о деньгах и научиться тратить их с умом.

Адам Хо, Кеон Чи «Дети и деньги. Книга для родителей» поможет вырастить успешных детей, умеющих обращаться с деньгами.

Татьяна Попова «Волшебный банкомат» в увлекательной форме расскажет детям, как появились деньги, что такое банк и финансы.

Евгения Блискавка «Дети и деньги» особенно будет полезна для маленьких хочух.

Катерина Демина «Дети и деньги. Как воспитать разумное отношение к финансам» поможет родителям определиться давать ли на карманные расходы, сколько давать денег и развеет родительские заблуждения на тему финансов.

Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.

Законы денег и дети. Про недетское мышление и финансовую грамотность

Хочется, конечно, чтобы наши дети стали в жизни финансово благополучными людьми. Какой родитель не захочет видеть своего сына или дочь миллионером? Однако, большое наследство не гарантирует успешности ребенку в будущем, потому что человек, не умеющий грамотно распоряжаться деньгами, быстро их теряет.

Все, что вы можете сделать для ваших детей сегодня — это научить их правильно мыслить и подчиняться основным законам денег. В какой форме вы это будете делать: игровой, назидательной или на практических примерах в жизни – ваш выбор.
К примеру, вы можете распечатать эти законы и повесить их в детскую, а при каждом подходящем случае цитировать вместе с детьми тот или иной закон:

1. Закон благодарности. Вселенная дает блага лишь тому, кто умеет оценить их по достоинству. Учите своих детей благодарности за то, что они имеют сегодня.

2. Закон ответственности. У ребенка нужно выработать ответственность за последствия его поступков в финансовом отношении. Как это сделать? Предоставьте ему свободу самому распоряжаться своим бюджетом без ваших подсказок. А в конце каждого дня анализируйте вместе с ним его расходы. Здесь будет работать так называемый принцип постоянного учета средств. Но помните, что вы помогаете ребенку лишь считать его средства и анализировать поступки. За последствия своих поступков ребенок должен нести сам ответственность. К примеру, если он потратил свой недельный бюджет за один день, не идите ему навстречу из жалости, не добавляйте денег, как бы не просил (дети часто проверяют границы). Он должен вынести уроки из своего поступка. Ваша задача лишь указывать ему на ошибки, помогать считать и анализировать свое финансовое положение. Выводы делать он должен сам.

3. Закон изобилия. Денег хватит на всех, они приходят к тому, кто решает стать богатым, и точно знает, сколько денег и на удовлетворение каких конкретно нужд они нужны. Денег будет всегда столько, сколько может вместить твой образ мышления и фантазия. Грамотно сформированные финансовые цели являются гарантией притока денег.

  • При каждом удобном случае показывайте своему чаду источник его дохода (хорошая оценка, помощь по дому, колядки на святки, продажа старых игрушек и т.д.)
  • Помогайте ребенку на начальном этапе научиться ставить финансовые цели. На что он хотел бы потратить деньги. Сколько конкретно денег нужно на осуществление его мечты и за какой период времени их можно получить.
Читайте также:  История празднования Нового Года

4. Капитал. Ребенок должен знать, что его знания и навыки – его основной капитал, именно они создают деньги. Успешные люди утверждают, что уметь заработать миллион намного важнее, чем иметь его сразу.

  • Нужно вкладывать 3-5 % своих сил и времени ежедневно в собственное развитие. Покажите ребенку на примере его учебы и домашних заданий от вас, как можно становиться лучше каждый день. Как это повышает его собственную ценность.
  • Время – еще один ценный ресурс. Помогайте ребенку учится правильно распоряжаться своим временем. Показывайте на примерах из его жизни, как и куда он вкладывает свое время и какие последствия имеет.

5. Закон дальновидности: хорошо сейчас – плохо потом (принцип неудачника), жертвуя чем-то сегодня, ты получишь приз завтра (девиз успешного человека).

  • Покажите ребенку, как развитие самодисциплины и умения управления собой помогают иметь призы в будущем. Как, отказавшись сегодня от желанных сладостей можно скопить денег и купить потом игрушку, о которой давно мечтал.
  • Как хорошо и старательно поработав над уроками сегодня, можно получить поощрение в виде выходного без заданий завтра.
  • И напротив, обратите внимание на его ошибки, когда ради удовольствия сегодня и сейчас, он теряет свои преимущества в будущем.

6. Закон сбережений. Финансовая свобода будет у того, кто приучит себя откладывать 10% с любого даже самого минимального дохода. Инвестиционные программы – ключ к финансовому благополучию. Стоит рассказать ребенку о видах и назначениях вкладов, их преимуществах и различиях. Покажите ему на примере его средств. Предлагайте месяц откладывать по 10% от карманных расходов в отдельную копилку. Посчитайте вместе деньги в конце месяца и решите, что вы будете делать с этой приятной суммой дальше.

7. Закон управления расходами. Нельзя позволять расходам расти быстрее ваших доходов. Только если вы сможете управлять своими расходами, а ваши доходы будут стабильно расти и оставаться выше расходов, вы сможете стать финансово благополучным человеком. Обязательно планируйте свой взрослый бюджет с ребенком. На примере показывайте ему, как важно управлять своими расходами и что случается, если расходы вдруг превысят ваш доход за месяц. Он должен сам сделать выводы и вынести уроки из этого.

8. Закон Инвестиций. Не позволяйте себе терять деньги. Тщательно подходите к вопросу вкладов – это ваше будущее. Доверяйте лишь тем профи, которые доказали грамотное распоряжение своими средствами. Поработайте инвестором для вашего малыша. Предложите ему делать вклады в вашу копилку с его средств, а вы ему за это будете платить проценты. Покажите на примере, сколь выгодными бывают инвестиции.

9. Закон страховок и инвестиций. Финансовое благополучие держится на трех столбах: сбережениях, здоровье и способности зарабатывать и грамотно инвестировать средства. Вы должны застраховать свое имущество и здоровье, чтобы быть готовыми к форс-мажору, регулярно откладывая 10% от дохода, вы должны располагать сбережениями, сумма которых не менее суммы ваших расходов за 4-5 месяцев. Конечной целью вашего финансового благополучия, должна быть такая сумма инвестиций, пассивный доход от которой превышает ваш ежемесячный заработок.

10. Закон магнита. Деньги любят деньги. Чем большее количество денег вам удалось накопить и вложить, тем большие суммы будут приходить к вам ежемесячно в качестве заработка.

Каким бы вы не пошли путем, какой бы вид обучения ребенка не избрали, помните о главном: мы учим своим примером. Ваш сын или дочь лишь тогда будет соблюдать все законы, когда увидит на вашем примере, как это работает!

Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

31 октября — Международный день экономии. Распоряжаться деньгами нужно учиться с малых лет. Почему нельзя платить за хорошие отметки, оценивать будущую профессию по зарплате и контролировать все детские траты? Мы собрали 10 ошибок взрослых, которые мешают детям становиться финансово успешными.

Ошибка № 1. Считать деньги запретной темой

Если разговоры о финансах ведутся в вашей семье за плотно закрытыми дверями и в целом вызывают у вас чувство неловкости, у детей просто не будет возможности сформировать правильное мнение о назначении денег. Результат — вполне уже взрослые люди испытывают сложности в отношениях с деньгами: теряются при планировании, транжирят или, наоборот, безосновательно экономят.

Совет. Разговоры о семейном бюджете — это совершенно нормально. Конечно, нет необходимости обсуждать с дошкольником размер вашей зарплаты, но семилетний ребенок уже должен понимать, каким образом в семье появляются и тратятся деньги. Так закладывается основа его будущей финансовой грамотности!

Ошибка №2. Не давать карманных денег

Собственные деньги — ценный опыт самостоятельности. Психологи рекомендуют начинать выделять небольшие (в зависимости от доходов семьи) суммы ребенку с 6−7 лет и делать это регулярно, раз в неделю или месяц.

Совет. Желательно, чтобы с возрастом доля самостоятельных расходов ребенка росла: если в 7 лет он тратит деньги только на свои «хотелки», то в 14 лет уже может оплачивать часть собственных развлечений, мобильную связь, покупать подарки друзьям Тогда опыт, полученный ребенком, станет действительно полезным: он сможет постепенно понять свои возможности и научиться эффективно планировать расходы.

Ошибка № 3. Контролировать все детские траты

Конечно, когда вы запрещаете ребенку тратить карманные деньги на чепуху или ругаете за уже совершенную покупку, вами движут исключительно благие намерения: деньги — это не игрушка! Но получается, что деньги принадлежат ребенку только формально, а на самом деле он обязан обсуждать с вами все траты и соглашаться с вашими вариантами. Такой строгий контроль способствует появлению страха ошибок и неуверенности в себе.

Совет. Доверяйте детскому выбору. Да, первые попытки тратить деньги почти неизбежно приводят к ошибкам, но только так можно получить необходимый опыт и научиться сопоставлять свои желания и возможности.

Ошибка № 4. Пускать все на самотек

Полностью дистанцироваться от детского кошелька тоже не стоит. Ребенок должен знать, что с родителями всегда можно посоветоваться и получить поддержку, а не осуждение. Помогайте ему постепенно освоить финансовые премудрости.

Совет. Обсудите с ребенком важные правила, касающиеся денег: большие суммы не стоит носить в школу, не нужно громко рассказывать о своем «богатстве» или хвастаться деньгами, нельзя играть в азартные игры или спорить на деньги. Если сын мечтает о суперконструкторе, посоветуйте, как он может накопить на него.

Ошибка № 5. Платить за хорошие оценки

Психологи не рекомендуют использовать такой способ улучшения успеваемости: ребенок все-таки учится не для того, чтобы порадовать вас и заработать денег, а чтобы получить знания и рано или поздно определиться с собственным будущим. В общем-то, это единственная серьезная задача школьника — учиться!

Совет. Разделяйте оплату и поощрение: вполне можно стимулировать успехи школьника, «премируя» его по результатам четверти или года.

  • Детская энциклопедия «Деньги» от издательства «Росмэн»: истории о том, как деньги прошли путь от древних вавилонских «талантов» до современных пластиковых карточек.
  • Катерина Демина «Дети и деньги». Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться”: полезные советы.
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»: первые шаги в финансовом планировании для детей и подростков.
  • Бодо Шефер «Пес по имени Money»: теория финансового успеха изложена простым и понятным языком и доступна даже малышам.

Ошибка № 6. Оплачивать помощь по дому

На первый взгляд, неплохая мотивация: домашние дела сделаны, ребенок доволен. На самом же деле это довольно коварный путь: а что, если ребенок решит, что можно ничего не делать, или просто откажется помогать бесплатно? Между прочим, ни мама, ни папа не платят друг другу за ужин или стирку: живете вы все вместе, значит, и об общем доме заботитесь вместе.

Совет. Если подросток в свое свободное время регулярно привлекается к помощи — посидеть с младшим братом или закупить продуктов для бабушки, стоит подумать о какой-либо компенсации или дополнительных привилегиях.

Ошибка № 7. Внушать принцип главенства денег

Между убеждениями «деньги — это инструмент» и «деньги могут все» проходит довольно тонкая грань. Да, часто именно финансовый успех помогает человеку чувствовать себя самостоятельным, значимым и независимым. С другой стороны, обеспеченность совершенно не означает безграничных возможностей или безнаказанности. Важно, чтобы с помощью родителей ребенок понял и убедился, что отношение к людям не должно зависеть от их благосостояния, и богатство — далеко не единственный ключ к успеху.

Читайте также:  Рассыпчатое шоколадное печенье

Совет. Постарайтесь с раннего детства воспитывать в ребенке уважение к нематериальным ценностям. На помощь придут, например, книги и фильмы, рассказывающие о добре, дружбе и взаимопомощи, любви, красоте окружающего мира.

Ошибка № 8. Забирать у подростка все им заработанное

Многие дети с 14−15 лет находят возможность подработки. Не стоит забирать всю зарплату в «семейный котел» — даже если ваши мысли о том, как распорядиться заработанным, кардинально не совпадают. Можно и нужно поощрять стремление поделиться: например, получив зарплату, подросток может купить угощение для всех.

Совет. Расскажите тинейджеру о принципах инвестирования и предложите помощь в составлении финансового плана: например, откладывать 10% заработанного на сберегательный счет. Разумеется, нужно сказать и о возможных рисках, финансовых пирамидах и кризисах, повлиявших на экономику страны.

Ошибка № 9. Оценивать будущую профессию по зарплате

К сожалению, есть множество профессий, не предполагающих гарантированного обогащения. Но, если ребенок намерен стать ветеринаром или художником, стоит уважать его выбор. Процесс зарабатывания денег важен, но не важнее самореализации, удовлетворенности жизнью.

Совет. Чаще разговаривайте с подростком о его планах на будущее: как он представляет свою жизнь после окончания института? Еще через пять лет? Но самый убедительный аргумент — личный пример. Если ребенок видит, что родителям действительно важна и интересна их сфера деятельности, они с радостью ходят на работу, увлеченно рассказывают о своих идеях и достижениях, его выбор будет более осознанным.

Ошибка № 10. Использовать деньги как средство манипуляции

Задача карманных денег — заложить основы будущей финансовой грамотности и дать ребенку почувствовать себя самостоятельным, но это не должно становиться способом влиять на его поведение или отношение к вам. Появление денег должно быть предсказуемым процессом, а действия родителей — последовательными, а не стихийными или зависящими от их настроения.

Совет. Пусть система поощрений и наказаний будет очевидной и прозрачной. Лишать карманных денег имеет смысл за серьезные проступки или, например, порчу семейного имущества — в этом случае ремонт или замена будут частично оплачены за детский счет.

Дети и деньги. 9 распространенных ошибок в воспитании.

Добрый день уважаемые читатели и подписчики блога Tvoya-Life. У меня трое детей, двое из которых уже достаточно взрослые, и поэтому возникает проблема их взаимоотношений с финансами. Когда дети начинают ходить в школу, многие родители задаются вопросами, такими как давать ребенку карманные деньги или нет, поощрять и штрафовать ли ребенка за его поступки?

Попробуем в этой статье подробно решить эту проблему.

Нужно ли в раннем возрасте обучать детей основам финансовой грамотности? А считаю, что как только ребенок может самостоятельно совершить себе покупку в магазине, с тех пор стоит вводить в его обучение основы финансовой грамотности.

Финансовая грамотность, одна из тех очень важных и главных наук, которую почему-то не изучают в школах. И поэтому вся ответственность в воспитании ребенка в этой области ложится полностью на плечи его родителей. Поэтому родители должны научить своего ребенка зарабатывать деньги, создавать себе источники дохода, пользоваться банковской системой и эффективно управлять своими финансами.

Далее мы опишем все основные и распространенные ошибки, которые совершают родители в финансовом воспитании своих чад.

1 Покупать все, что попросит ребенок

Одна из очень грубых и распространенных ошибок. Ей злоупотребляют в основном те родители, которые уже добились финансового благополучия, и считают, что у их ребенка должно быть все, что он не попросит. Покупать необходимо только ту технику, которая действительно нужна ребенку для учебы и образования. Например, компьютер или планшет.

Ребенок со временем перестанет воспринимать настоящую ценность денег, и будет считать что так и должно быть, что ему все покупают. Во взрослом возрасте из такого ребенка может вырасти человек, сильно злоупотребляющий кредитами, так как он привык все иметь. А вот доходы ему возможно будут не позволять все это купить, и он может упасть на дно финансовой пропасти.

2 Отсутствие у ребенка карманных денег

Тоже очень большая ошибка родителей. Если вы не будете давать своему чаду денег, то он видя что у его сверстников они есть, может развить в себе комплекс неполноценности, и может начать себя винить, что он не такой как все.

3 Покупать ребенку самые дешевые вещи и игрушки

Эта ошибка родителей, является прямой противоположностью первой. И если ребенка постоянно в чем-то ущемлять и на нем экономить, то у него может выработаться чувство неуверенности в себе, и психология бедности. А если его родители не добились больших финансовых высот, то в 90 процентов случаях и он во взрослом возрасте повторит их судьбу и вырастет человеком, без особых финансовых целей, и будет просто плыть в жизни по течению, не стараясь что-то изменить.

4 Формирование негативного отношения к деньгам у ребенка

Это ни в коем случае нельзя делать. Так очень часто поступают те родители, которые сами не хватают в финансовом плане «звезд с неба». Никогда нельзя объяснять свою невозможность что-то купить ребенку тем, что деньги это плохо и все богатые плохие люди. Необходимо всегда внушать ребенку такое мнение, что все у него впереди, и он сможет в своей жизни добиться большего чем его родители. Необходимо мотивировать ребенка к достижениям и успехам.

5 Оплата своему ребенку обязанностей и успеваемости в школе

Нужно прививать своему ребенку такую точку зрения, что все члены семьи должны вносить свой вклад в семейное благополучие, и это не делается за деньги, а делается из-за любви и уважения к другим. По поводу школьных оценок, необходимо привить своему ребенку такое мнение, что хорошая успеваемость является залогом его успешного будущего, и возможностью поступить в престижный университет, чтобы после было легче заниматься бизнесом или управлять своей компанией.

Заметьте, что мы не говорим «найти работу», так как в нашей стране это путь в никуда. Возможно в других более развитых странах этот путь работает, и быть высокооплачиваемым наемным работником выгодно и престижно, но не в нашей стране.

Еще одной опасностью связанной с оплатой ребенку его домашних дел, может быть такая, что он просто перестанет что-либо делать без денег, или будет повышать цены. Это уже не семья получится, а какая-то бизнес игра.

6 Полностью контролировать расходы ребенка

Необходимо делать так, чтобы ребенок самостоятельно мог распределять и контролировать свои карманные деньги. А если эти деньги он сам заработал то тем более. Родители могут только посоветовать своему чаду, что они могут сделать с деньгами, но окончательное решение должен всегда принимать сам ребенок.

Единственным исключением являются траты на запрещенные вещи, такие как сигареты и выпивка.

7 Запрещать зарабатывать деньги

Если у ребенка появилось желание самостоятельно заработать денег, то такое желание нужно только поощрять, и по возможности консультировать и направлять ребенка в этом вопросе.

Такой подход научит ребенка бережней относится к деньгам, так как карманные деньги это одно, а самостоятельно заработанные это другое.

8 Отстранение ребенка от финансовой ответственности

Если ребенок потратил свои карманные деньги раньше срока, то необходимо объяснить ему, что это его проблемы, и нужно научиться экономить вверенные ему финансы. Не стоит пополнять ему утрату или перерасход средств сразу же, по его требованию. Он должен чувствовать ответственность за доверенные ему деньги. Это будет способствовать развитию в нем навыков планирования.

9 Самим не следовать тому чему ребенка учите

Как бы вы ни старались и не рассказывали ребенку как нужно обращаться с деньгами, все равно лучше всего будет показывать ему на примере, и если вы успешный в финансовом плане человек, то и ваш ребенок будет успешным.

Помните всегда о том, что финансовое воспитание ваших детей всегда ваша забота, и никакая школа и институт не научит этому, и ваше правильное обучение будет являться фундаментом финансового успеха ваших детей во взрослой жизни.

[vsw source=»youtube» width=»500″ height=»400″ autoplay=»no»]

Подписывайтесь на обновления блога и делайте деньги:

Благодарю за то, что поделились статьей в социальных сетях!

Оцените статью
Добавить комментарий