Как учить стихи…

Содержание

Как учить стихи…

Как учить стихи наизусть
материал на тему

Как учить стихи наизусть

Оказывается, стихотворение можно запоминать не по частям, а все целиком!

Есть счастливые люди, запоминающие стихи без труда. Им достаточно три

– четыре раза прочитать стихотворение, и они могут повторить его, не

заглядывая в книгу. Я завидую таким счастливцам, так как сам к ним не принадлежу. Но и мы, те, у кого память обыкновенная, можем выучивать стихи куда легче, чем это делается обычно.

Когда в школе на уроке будут вызывать ваших товарищей, чтобы проверить, как они выучили стихотворение, прислушайтесь. И вы заметите, что тот, кому нужна подсказка товарищей или помощь учителя, запинается обычно в конце строф, а если стихотворение на строфы не делится, то на переходах от одного ощутимого кусочка стихотворения к другому.

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_uchit_stihi_naizust.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Как учить стихи наизусть

Оказывается, стихотворение можно запоминать не по частям, а все целиком!

Есть счастливые люди, запоминающие стихи без труда. Им достаточно три

– четыре раза прочитать стихотворение, и они могут повторить его, не

заглядывая в книгу. Я завидую таким счастливцам, так как сам к ним не принадлежу. Но и мы, те, у кого память обыкновенная, можем выучивать стихи куда легче, чем это делается обычно.

Когда в школе на уроке будут вызывать ваших товарищей, чтобы проверить, как они выучили стихотворение, прислушайтесь. И вы заметите, что тот, кому нужна подсказка товарищей или помощь учителя, запинается обычно в конце строф, а если стихотворение на строфы не делится, то на переходах от одного ощутимого кусочка стихотворения к другому.

В чем тут дело? Многие, пожалуй, большинство, учат стихи неправильно.

Скажем, нужно запомнить наизусть строки:

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льет печальный свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

Обычно тот, кто их заучивает, повторяет много раз подряд первое

четверостишие, потом, когда ему кажется, что он запомнил его, переходит ко

второму. Выучил второе, присоединяет его к первому и повторяет теперь наизусть первые два четверостишия. Потом выучивает следующее

четверостишие, присоединяет его мысленно к первым двум, повторяет все три четверостишия и так далее.

При этом стихотворение разрушается, распадается на четверостишия.

Естественная связь между ними утрачивается. Последняя строка четверостишия прочно связывается в памяти с первой строкой того же четверостишия, потому что много раз повторялось в таком порядке.

Перескочить через порог между первым и вторым четверостишиями оказывается трудно. Начало стихотворения запоминается гораздо лучше, чем середина, а конец вообще почти не отпечатывается в памяти.

Как же заучивать стихи? Стихотворение, даже большое, легче за поминать не по частям, а целиком. Да-да, целиком! Но как?

Прочитайте стихотворение вслух. Все подряд от начала до конца. Два-три раза. При этом старайтесь, чтобы не только звучали слова, но перед глазами вставали картины того, о чем говорит поэт: волнистыйтуман, луна, поляны.

Теперь начинайте читать снова. Тут вы почувствуете, что некоторые строки уже звучат в вашем внутреннем слухе. Иногда –начальные, иногда –из середины, иногда –концовка стихотворения. Запомнившиеся строки произнесите, оторвав глаза от книги, но так, чтобы тут же посмотреть в нее, едва кончатся запомнившиеся слова. Не напрягайтесь, чтобы вспомнить, а тут же смотрите в книгу, чтобы без запинок прочитать все стихотворение, в котором несколько слов или строк вы уже запомнили наизусть.

При следующем чтении таких островков запомнившегося текста станет больше и каждый из них увеличится. Теперь можно попробовать прочитать все стихотворение по памяти. Тут вы увидите, что можете прочитать наизусть большую часть стихотворения; незапомнившихся строк или даже слов осталось немного, но все-таки они есть. Не беда!

Натолкнувшись на провал, не нужно силиться вспомнить, какие тут должны

быть слова. Всякое усилие, всякое напряжение не помогает, а мешает заучивать стихи. Не старайтесь вспомнить, а сразу поглядите в текст. Обычно бывает достаточно увидеть слово или даже полслова из забытой строки, чтобы она тут же вспомнилась целиком. Эти забытые и мгновенно вспомнившиеся слова

произносите тем же голосом, так же громко или так же тихо, подхватив то

выражение, с каким вы читали слова предшествующие и собираетесь читать

слова следующие, словом, так, чтобы они не выглядели как заплата, а

естественно по смыслу вливались в текст. Стык того, что уже твердо выучено, и того, что вы еще помните недостаточно хорошо, должен быть как можно менее ощутимым.

Перечитывая по памяти стихотворение еще раз, вы и не заметите, как

естественно произнесете и ту строку, которая только что выпала из памяти.

Может показаться, что этот способ труден и долог. На самом деле, попробовав, вы убедитесь: так стихи заучиваются куда быстрее, запоминаются легче и помнятся дольше, чем если учить их, бесконечно задалбливая отдельные четверостишия и прилепляя одно к другому.

Читая и повторяя стихотворение, все время старайтесь вызывать в своем

воображении картины того, о чем в нем говорится. Мне кажется, что все, что вы хотите выучить наизусть (не только стихи), лучше всего учить вечером, перед сном. Сон закрепляет в памяти заученное. В этом убеждаешься утром, проверяя себя на свежую голову. Некоторые предпочитают учить наизусть утром. Это зависит от особенностей памяти каждого.

Тому, у кого особенно сильна зрительная память, стихотворение, которое он

хочет заучить, стоит вначале переписать, переписывая, одновременно читать

его вслух. Тогда стихотворение запомнится особенно прочно.

/По «Книге о книге», М., «Просвещение», 1980/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку выучить стихи наизусть? В данном материале представлены методы заучивания стихов наизусть в зависимости от ведущего типа памяти ребенка.

Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Так, в семьях, где близкие много и часто.

Вы, наверное, слышали, что заучивание стихов прекрасно развивает память.

Вы, наверное, слышали, что заучивание стихов прекрасно развивает память.

в помощь родителям.

В данном материале представлена подборка стихотворений для заучивания наизусть ( 3 класс ). Материал может быть полезен учителям начальных классов, родителям, учащимся.

Как учить стихи с ребенком,если сам ребенок эти стихи учить отказывается. Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когд.

Тренируем память: как быстро выучить стихотворение

Проверенные методы для тех, кто хочет прокачать собственную память, подготовиться к выступлению или уроку литературы.

Читайте стихотворение вслух

С чувством, с толком, с расстановкой. Ещё лучше делать это перед зеркалом. Читайте медленно, громко, выразительно расставляйте смысловые акценты: понижайте голос на спокойных моментах, выделяйте интонацией эмоциональные.

Рифма сама по себе способствует запоминанию, но чтение вслух помогает уловить ритм. Особенно этот метод помогает аудиалам — тем, кто лучше воспринимает и запоминает информацию на слух.

Пишите на бумаге

Прочитайте стихотворение несколько раз и попробуйте записать то, что запомнили. Так вам сразу станет понятно, в каких местах у вас возникают трудности и что нужно перечитать ещё раз. Кроме того, работа руками подключает двигательную память.

Если в это время вы будете проговаривать текст вслух, то у вас одновременно будут работать три вида памяти: зрительная, двигательная и слуховая, а значит, запоминать будет намного легче.

Напевайте

Пение помогает запоминать большие стихи. Попробуйте положить стихотворение на мелодию, которая вам нравится. Или проверьте, не сделал ли это кто-то уже до вас. Наверное, вы легко сможете воспроизвести стихотворение Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…», вспомнив песню из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

Разберитесь с непонятными моментами

Нам очень трудно запомнить то, чего мы не понимаем. А поэтический язык, как правило, сильно отличается от разговорной речи: вам наверняка встретятся незнакомые или устаревшие слова, непривычные грамматические обороты и конструкции, неизвестные имена и названия.

Разберитесь со всеми непонятными словами. Посмотрите их значения в словаре.

Для примера возьмём стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и выпишем из него все слова, с которыми могут возникнуть сложности: Александрийский столп, пиит, тунгус. Узнаём, что Александрийский столп — памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади, пиит — устаревшее обозначение поэта, а тунгусы — название эвенков. Теперь вы сможете себе представить, о чём идёт речь.

Но имейте в виду, что в отдельных случаях важно понимать не просто отдельные слова, а контекст: аллюзии, аллегории. Поэтому полезно прочитать анализ стихотворения или поискать историю создания.

Используйте ассоциации

Вызубренная информация довольно быстро вылетает из головы. Метод ассоциаций помогает закрепить её практически навечно.

Суть метода в том, что нам необходимо создать комбинацию из новой информации и того, что нам уже хорошо знакомо. Наш мозг лучше запоминает образы, то, что можно увидеть и потрогать, а потом представить. Именно по этой причине мы лучше запоминаем лица людей, чем их имена.

Сначала придумайте яркие зрительные образы для каждой строки. При этом ассоциация должна быть индивидуальной и возникать у вас в голове без усилий.

Для примера возьмём отрывок из стихотворения Пастернака:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

Итак, вот ассоциации для первой строки: человек в пальто идёт по грязному, но глубокому снегу.

В кармане у него разлитые чернила, которые он зачерпывает и держит в ладони. Чернила, просто налитые в карман, — довольно запоминающийся образ. Чем ярче, необычнее, интереснее получится ассоциация, тем лучше.

Таким же образом придумайте ассоциации для всех последующих строк. А затем запоминайте и повторяйте. Любая техника окажется абсолютно бесполезной, если вы не будете прилагать усилий для запоминания.

Используйте метод снежного кома

Если ассоциации не помогают, попробуйте заучить. Для этого прочитайте первую строку и несколько раз повторите её вслух. Когда хорошо её запомните, переходите ко второй: прочитайте её несколько раз и свяжите с первой. Повторите несколько раз: первая строка, вторая. Затем переходите к третьей. И так до конца.

На заучивание стихотворения уходит много времени, особенно если вам нужно выучить большой объём текста. Зато перед выступлением вам будет нужно прочитать только первую строку: остальные возникнут в памяти сами собой.

Дополнительные рекомендации

Чтобы запоминание происходило быстрее и легче, воспользуйтесь этими советами.

  1. Создайте благоприятную обстановку. Если вам проще сосредоточиться в тишине, учите, когда никого нет дома. Если же привыкли к фоновому шуму, включите негромкую музыку. Занимайтесь там, где чувствуете себя комфортно и где ничто вас не отвлекает.
  2. Попросите помочь другого человека. Прочитайте ему выученное стихотворение. Можно воспользоваться методом эха: человек говорит вам строку, вы повторяете, а затем пробуете воспроизвести весь отрывок. Или он говорит первую строку — вы вторую, он третью — вы четвёртую. А потом наоборот.
  3. Сделайте шпаргалку. Выпишите из стихотворения ключевые слова, которые помогут вам быстро вспомнить содержание. Если вы учите по методу ассоциаций, можно нарисовать схематичный комикс: ассоциации на места, которые не всегда получается правильно воспроизвести.
  4. Делайте перерывы и повторите стихотворение перед сном. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.

4 действенных способов, как быстро выучить стих

Даже для читающих детей задача выучить стих наизусть может оказаться трудной. Мы знаем несколько простых и действенных способов, как помочь ребёнку учить стихи быстро и с удовольствием.

Р. Рождественский «На Земле безжалостно маленькой». Читает Валя Карманов (1973)

Оживите персонажей и создайте ассоциации

Постарайтесь вместе с ребёнком визуализировать сюжетную линию стиха. Как только происходящее в произведении в детском сознании заиграет красками, текст станет простым и понятным. Оживите персонажей стихотворения, подумайте, как они выглядят и какой у них характер. Визуализация детям даётся проще, чем взрослым, ведь их воображение ещё не знает границ. Прочитайте стих вместе несколько раз, закройте глаза и представьте, что это мультфильм. Так любой, даже самый сложный сюжет станет последовательным. Созданные ассоциации помогут вспомнить стихотворение даже после окончания школы.

Разберите каждое слово

Очевидный, но очень важный совет. Ребёнку могут быть непонятны некоторые слова или конструкции в стихе. Убедитесь, что он понимает все эпитеты. Иначе никакая зубрёжка не поможет избежать слёз и ошибок. Например, в стихе Константина Бальмонта, ребёнок вполне может не понимать значения слова былинка.

Такие простые для взрослого и сложные для ребёнка примеры встречаются во многих произведениях. Например, все знают первое четверостишие Тютчева:

Но никто не помнит последнего:

Школьники начальных классов вполне могут не знать, кто такая Геба и какое она имеет отношение к Зевсу. На такие моменты стоит обратить внимание.

Попробуйте старый добрый метод шторки

Многим с детства известен способ выучить стих легко — закрыть конец строчки. Научите школьника последовательно закрывать всё большую и большую часть текста с помощью листа плотной бумаги. Так первую часть он будет читать, а закрытую вспоминать. После третьего или четвертого раза, ребёнок способен воспроизвести весь стих, видя только первые буквы строчек. Тогда можно приступать к прочтению стиха наизусть без подглядывания. Не забывайте помогать ребёнку правильно расставлять паузы и выбирать интонацию. Это значительно ускорит запоминание.

Семилетний Евгений Лебедин читает стихотворение В. Высоцкого «Я не люблю»

Используйте диктофон

Смартфон может не только мешать, но и помочь в запоминании стихов. Попробуйте использовать его в роли суфлёра. Пусть ребёнок запишет произведение на диктофон. Важно, чтобы были выдержаны все паузы. После этого дайте ребёнку прочитать стихотворение из учебника синхронно с аудио. Его собственный голос станет своеобразной подсказкой. Важно, чтобы запись не сбивала с мысли. Иначе, суфлёр из помощника может превратится в раздражающий фактор.

Выучить стих легко также поможет общая тренировка техники чтения и памяти у ребёнка . Ведь одно и самых полезных качеств в учёбе — это умение сконцентрироваться на задаче.

Как быстро и легко учить стихи наизусть

Польза изучения стихов

Когда у человека нет мотивации что-либо делать, ему будет очень сложно заставить себя приступить к выполнению задания. Поэтому для начала следует понять, для чего заучивание стихов включили в школьную программу. Можно отметить такую пользу:

  • Изучение стихов — это эффективный метод улучшения памяти, причем совершенно бесплатный.
  • Такой способ позволяет расширить кругозор, получить новые знания и почувствовать дух поэзии. Причем для этих целей можно учить не только «Цветы зла» Бодлера, отлично подойдет знакомое всем «Бородино» Лермонтова и басни Крылова.
  • У людей, учащих стихи, развиваются творческие способности.
  • Этот метод долгие годы эффективно используется для обучения актерскому мастерству.
  • Знание стихотворений позволит стать душой компании. Человек, способный вставлять в разговор поэтические цитаты, вызывает интерес и восхищение.
  • И конечно же, изучение лексикона классиков позволяет расширить собственный словарный запас и делает речь более выразительной.

Условия, влияющие на скорость запоминания

Все индивидуально: одни люди учат стихи с легкостью, а другие могут посвятить этому целый вечер, но так ничего и не запомнить. На самом деле не существует ничего не реального. Просто следует помнить о наличии условий, влияющих на качество и скорость запоминания информации. К ним относятся:

  • Обстановка. Если при изучении стихотворения кто-то или что-то будет постоянно отвлекать, конечно же, быстро запомнить материал не удастся.
  • Личные особенности памяти. Одни легче запоминают текст, если услышат его от кого-то, другие лучше воспринимают написанное своими руками, а кому-то проще усвоить материал, читая и проговаривая его вслух самостоятельно.
  • Наличие культурного багажа. Если родители ребенка с раннего детства старались привить малышу любовь к литературе и постоянно читали ему книги, позже он сможет лучше улавливать ритм стихотворения и запоминать информацию быстрее.
  • Время работы над материалом. Считается, что наибольшей продуктивности можно достичь в утренние часы, поскольку в этот период мозг функционирует максимально эффективно. Перед тем как лечь спать, следует повторить изученное, и за ночь оно отпечается в памяти.

Следует понимать, что ученику не удастся выучить стих за 1 минуту, как бы он не старался. Конечно, если речь не идет о стихах в одну строфу для первоклашек или случаях, когда человек обладает совершенно феноменальной памятью. В остальных ситуациях придется уделить достаточно времени, чтобы запоминать стихи.

Для улучшения памяти в дальнейшем полезно тренироваться, заучивая всевозможную информацию, и полноценно спать.

Необходимые факторы

Конечно же, бесполезно рассуждать о том, как выучить за 5 минут во сне огромное стихотворение. Это не представляется возможным, но существуют реальные способы ускорить запоминание информации. Начиная работать над материалом, следует позаботиться о выполнении основных перечисленных требований:

  • Не стоит начинать учить стихотворение в последний момент. Самая неудачная идея — пытаться сделать это на перемене перед уроком. Идеальная схема — заняться изучением стиха за два дня до сдачи. Большинство людей лучше запоминает информацию в вечернее время дня (в идеале перед тем, как лечь спать). Но все слишком индивидуально. Если есть возможность учить стихотворение утром, можно делать это в это время.
  • Следует устранить все источники шума, выключить телефон и телевизор, попросить родственников определенное время не отвлекать от дела. В идеале необходимо закрыться в своей комнате и полностью сосредоточиться на усвоении материала.
  • Точно не следует учить стихотворение в спешке, на бегу, между делом или будучи расстроенным или озлобленным. Плохое настроение и негативные эмоции не дадут сосредоточиться на приоритетной задаче и будут постоянно отвлекать.

Пошаговая система

Никогда не нужно начинать запоминать стих, внимательно его не прочитав и не уловив заложенного смысла. Хороший преподаватель перед тем, как задать выучить материал, с выражением прочитает его детям, расскажет, о чем этот текст, пояснит, где нужно делать акценты в интонации и раскроет значение неясных слов. Если у учителя не было на это времени, придется разбираться самостоятельно и проделать действия из приведенной памятки:

  • Нужно два раза внимательно и с выражением прочитать стихотворение вслух, улавливая темп и ритм.
  • При чтении постараться понять смысл стиха — это важнейшая часть методики запоминания материала, которая в дальнейшем сильно облегчит поставленную задачу. Можно пересказать вслух, о чем именно говорится в тексте.
  • Мысленно представлять то, что описано в стихотворении.
  • Если ученик обладает хорошей зрительной памятью, полезно переписать текст на бумагу, при этом проговаривая его вслух. Такие действия позволят задействовать сразу 2 типа памяти, что ускорит процесс запоминания.
  • Если же у школьника лучше развита слуховая память, можно записать стихотворение на диктофон и прослушать его несколько раз.
  • Значение незнакомых слов следует выяснить с помощью словаря.

Проделав эти шаги, ученик уже запомнит часть стихотворения. Многие школьники предпочитают игнорировать первый этап методики усвоения и приступают к бессмысленной зубрежке, что сильно усложняет им задачу. Только после того, как приведенная схема будет отработана, можно приступать к завершающей части заучивания:

  • Если школьник переписывал стихотворение на лист бумаги, следует учить его именно с этого листа, а не по книге. Информация, написанная от руки, усвоится намного эффективнее.
  • Сначала следует прочитать первую строчку стиха и произнести ее вслух, не глядя на бумагу.
  • Дальше можно начинать строить цепочку: читать первую и вторую строку и повторять их вслух, затем первую, вторую и третью и, в завершение, все четыре строчки (если стихотворение имеет структуру из четырех строк, что встречается чаще всего).
  • Запомнив 1 строфу, следует приступать к аналогичному изучению 2-ой.
  • Выучив 2 строфу, обязательно нужно вслух повторить первые две, а запомнив третью — повторить все три и т. д.
  • По такой методике следует учить весь стих. Важно делать 5−10 минутные перерывы на отдых между заучиванием каждых 2—3 строф.
  • Перед сном важно прочитать стихотворение и полностью повторить его вслух. В таком случае наутро оно прочно останется в памяти.

Приведенная система обладает высокой эффективностью. С ее помощью можно быстро и просто выучить стихотворение размером 3—4 строфы за 30 минут.

Полезные рекомендации

Если запомнить стихотворение никак не удается и процесс «не идет» — лучше не мучаться и на некоторое время отложить это занятие. Часто происходит так, что сегодня выучить материал не удается, а вот завтра тот же стих получается усвоить довольно легко. Если не выходит учить стихотворение в вечернее время, можно попробовать сделать это вечером, и наоборот.

Некоторым отлично помогает метод чтения стиха перед зеркалом. Можно устроить настоящее выступление в домашних условиях. Кроме того, будут актуальны следующие советы:

  • Не стоит учить строфы разрозненно — если запоминать их отдельно друг от друга, в дальнейшем стих не удастся соединить воедино, будут появляться заминки на стыке строф.
  • Если возникли проблемы с запоминанием, стоит попробовать пропеть текст. Не зря слова прослушанных песен так просто укладываются в голове. Можно спеть стих и посмотреть на результат.
  • Люди, которым приходится учить очень много подобного материала, рекомендуют несколько раз читать текст вслух с различной интонацией: громко, тихо, медленно, стремительно, пафосно, грустно, злобно и т. д. Способ зарекомендовал себя очень хорошо, кроме того, он довольно веселый и интересный.
  • Если при чтении стихотворения по памяти возникла заминка, лучше не стараться вспоминать текст долгое время. В таких ситуациях эффективнее подсмотреть слова, нежели прерывать декламирование.

Методика ускоренного усвоения

Многие сетуют на то, что у них очень плохая память и при всем желании выучить стихотворение никак не удается. Для таких случаев и был разработан специальный способ:

  • Текст нужно прочитать вслух как минимум 2—5 раз.
  • Постараться представить то, что описывалось автором. Метод ассоциаций очень эффективен и позволяет легче запомнить не только стих, но и английские слова, важный материал, да и все что угодно.
  • Теперь еще раз прочитать текст, но на этот раз очень медленно, концентрируя внимание на каждом используемом слове.
  • Далее нужно переписать текст от руки. Это также позволяет ускорить процесс запоминания стихотворения.
  • В завершение взять текст, собственноручно записанный на листе, и несколько раз повторить первую строку. Затем можно добавить вторую строку, повторить ее вместе с первой и т. д. , прибавляя по строке раз за разом.

После того как процесс будет завершен, можно заняться другими делами, а спустя 1−2 часа повторить стихотворение по памяти. Если вспомнить текст целиком не удастся, придется продублировать шаги, описанные в пунктах 1 и 2.

Дополнительный вариант

При желании можно опробовать еще один альтернативный метод, позволяющий за короткий срок выучить не только стих, но и любую другую необходимую информацию. Способ заключается в следующих пяти действиях:

  • Несколько раз прочитать стихотворение вслух.
  • Повторять текст по цепочке построчно, как это указано в первом методе. После того как весь материал будет проработан, следует повторить его полностью, а затем сделать перерыв на 15 минут.
  • Прочитать стих еще раз с бумаги и попытаться зачитать его вслух по памяти. Если это сделать не удалось, например, запомнилась только часть, следует 2—3 раза перечитать текст, снова сделать перерыв и предпринять еще попытку.
  • Данную последовательность (15 минут отдыха — чтение стихотворения с листа — повторение по памяти) следует повторять до тех пор, пока материал не будет выучен качественно. В конце можно дать кому-то из близких текст, попросить послушать стих и при необходимости поправить.
  • Наиболее правильно использовать этот прием в утренние часы или перед сном. Тогда материал будет запоминаться лучше.

Технология для объемных текстов

Если предстоит выучить длинную и сложную прозу, методика запоминания будет отличаться от способа изучения более простых стихов. В таких случаях может рекомендоваться следующая последовательность:

  • Объёмный материал лучше всего учить непосредственно перед сном. Перед тем как лечь спать, нужно прочитать стихотворение максимальное количество раз.
  • Выписать первые слова каждой строчки. После этого можно попробовать рассказать стих по памяти. Постепенно слова, выполняющие функцию помощников, следует убирать. Например, изначально можно ориентировать на первые слова в каждой строке, а потом оставить подсказки только в каждой четвертой строке.
  • Не нужно учить отрывок про себя или шепотом, стоит читать стихи только вслух, громко, четко и с расстановкой.
  • Современный метод заучивания стихов, опробованный множеством подростков — чтение текста речитативом. Можно добавить бит и получится настоящий рэп. Это очень веселый метод запоминания, главное — не забыть рассказать стих у доски в традиционном формате.

Запомнить стихотворение не так сложно, как это кажется на первый взгляд. Существует множество разнообразных методик на всякие случаи жизни. Каждый сможет выбрать именно тот способ, который подходит ему больше всего.

Как учить стихи наизусть быстро. Советы учителя литературы

Школьникам и дошкольникам приходится заучивать стихи. Не всем это нравится, не всем дается это легко. Бывает, что учитель и не объяснил, как заучивать стихи, тогда методику изучают уже родители. Но все же миссия выполнима. Попробуйте воспользоваться нашими советами о том, как быстро выучить стих, — возможно, они помогут.

Вижу цель!

Сначала надо осмыслить, зачем мы собираемся учить стихотворение.

Может быть, мы готовимся к конкурсу чтецов?

Или нам понравилось какое-то стихотворение до такой степени, что хочется его повторять и повторять все время, где бы мы ни находились?

Или мы готовимся к экзамену по литературе?

Наконец, стремимся выполнить домашнее задание к уроку: не выучишь — получишь «пару».

Методы в этих случаях могут отчасти и не совпадать. Так, чтобы блеснуть на конкурсе или вспомнить произведение через полгода на экзамене, учить его надо начинать по крайней мере за три дня. А просто «чтоб двойку не поставили», выучить можно и за один вечер. Но и забудется оно так же быстро, а если мы внезапно собьемся, отвечая, то припомнить продолжение нам будет трудно.

Сразу можно сказать, что последняя мотивация — самая неудачная. Педагоги называют ее «внешней». Это значит, что цель не связана собственно с заучиванием стиха: ученику не стихи интересны, а возможность избежать плохой отметки. И отсутствие правильной мотивации может в данном случае сыграть злую шутку. Наверное, со всеми так бывало: учишь, учишь, уже измучился, а ничего не выучено. Это потому происходит, что мозг человека — орган вовсе не простой. Наше сознание ощущает бессмысленность дела, и память не включается в работу.

Итак, первый ответ на вопрос, как же выучить стихи, будет немного странным: надо заставить себя захотеть выучить это произведение. Представим себе, как мы его выучим и с выражением продекламируем, как все удивятся, как рада будет учительница, как восхитятся одноклассники и родители. Перестанем называть произведение даже в мыслях «дурацким стишком» или еще как-то нехорошо. Постараемся отнестись к нему с симпатией — оно тогда запомнится быстрее и легче. Парадоксально, но факт: дело, которое нравится, всегда удается лучше.

Ищу средство

Для быстрого и прочного запоминания необходимо задействовать все способы. Если вы учите стихи с ребенком, помогите ему “проработать” произведение, опираясь на все виды памяти:

  • Зрительная. Внимательно прочтем стихотворение, обращая внимание на его расположение на странице, шрифт, стараясь затем вообразить себе эту страницу с напечатанным на ней произведением.
  • Слуховая. Прочитаем стихотворение вслух. Можно записать себя на диктофон, или попросить кого-нибудь прочитать стихотворение вслух, или найти в интернете это произведение в исполнении профессионального артиста или участника конкурса чтецов. Постараемся вспомнить чтение с интонацией, паузами, заставить голос исполнителя звучать в нашей памяти.
  • Моторная. Перепишите аккуратно и без ошибок стихотворение на бумагу. Можно писать поочередно ручками разных цветов. Тогда нам будет его легче припомнить. Неплохо еще и рисуночки делать возле строчек или строф. Если мы переписывали стихотворение, теперь подсматриваем только в него, а не в книгу.
  • Эмоциональная. Постараемся прочувствовать все, о чем мы читаем, ощутить запахи, прикосновение ветерка, стужу, зной — то, о чем говорится в произведении. Потом мы вспомним свои эмоции и слова тоже.
  • Смысловая. Необходимо точно представлять себе, о чем идет речь в стихотворении. Тогда можно припомнить и по смыслу, «о чем там дальше».

Конечно, все это требует времени. То есть ответ на вопрос, как выучить стих за 5 минут, нам уже очевиден. Никак. Разве что там одно четверостишие или вообще пара строк.

Распределяю время

Итак, чтобы хорошо и надолго запомнить стихотворение, его лучше начать учить заранее, дня хотя бы за два. Тогда времени мы затратим намного меньше: за сутки информация уляжется у нас в голове и усвоится лучше.

Можно порекомендовать такой план:

  • Первый день. Прочитать стихотворение вслух, убедиться, что все понятно. Прочитать еще раз или прослушать чтение. Постараться ощутить эмоции, которые испытывал и хотел передать нам автор, вообразить то, о чем написано в произведении. Переписать. Учить по 1-2 строчки, подсматривая в свой листок.
  • Второй день. Попытаться припомнить все, что учили; можно подсматривать в листок, но не читать по нему. Если припомнилось мало, начать снова учить по одной-две строки таким способом.

Выучили две строки. Учим вторые две вместе с первыми. Затем третью пару вместе с предыдущими четырьмя строками. И так далее. Если стихотворение короткое, то можно его так до конца и доучить. Если длинное, то, выучив восемь строк, начинать с третьей строфы все заново: две строки, две плюс две, еще две плюс четыре и т.д.

  • Третий день. Повторить, отрепетировать декламацию с выражением.

Проблемы и хитрости для их решения

Что делать, если запомнили произведение все равно плохо? Или в целом стихотворение помним, но несколько строк всегда забываем? Или путаем последовательность частей длинного произведения?

Попробуем справиться с этими проблемами.

Что делать, если стихотворение запоминается плохо, как бы мы ни трудились?

  • Давайте поиграем в «стихопаззлы». Для этого еще раз перепишем аккуратненько стихотворение и разрежем листок на полоски по одной или две строки. Теперь перемешаем. А теперь попытаемся восстановить. Справились с легкостью? Переходите ко второму этапу. Не получилось? Прочитайте стихотворение вслух целиком или прослушайте запись и снова складывайте. Так надо сделать несколько раз, пока не будет получаться легко и быстро.
  • Теперь второй этап. Разрежьте каждую полоску вдвое поперек (слова разрезать не надо), снова перемешайте и снова разложите. Если и это не представляет для вас сложности, режьте на отдельные слова. И складывайте в стихотворение. После этого наверняка стихотворение запомнится за 5 минут.

Забываете только несколько строчек? Сделайте то же самое только с этими строчками. А можно и слова порезать на половинки.

Помните стихотворение по «кускам», как заучивали, а что там за чем, забываете?

Это нередко бывает, если стихотворение лирическое, в нем повторяются строки или части строк (анафора, которая придает столько выразительности и композиционной красоты стихотворению, очень мешает его запоминанию!) Тогда наша задача — работать над «стыками» между «кусками».

Раньше мы учили строки с первой по восьмую, затем с девятой до шестнадцатой, с семнадцатой по двадцать четвертую и так далее. А теперь учим вместе восьмую и девятую, шестнадцатую и семнадцатую и так далее. Эти «пары» пишем, повторяем на все лады, режем на полоски и на слова и поем на разные мотивы.

Какие хитрости еще можно использовать?

  • Есть ребята, которые к каждой строке делают что-то вроде иллюстрации, а потом вспоминают картинку и с ней строку.
  • А еще некоторые люди хорошо запоминают стихотворение, если они его напевают на какой-нибудь мотив.
  • Можно попытаться прочитать стихотворение по строфам разными голосами. Строфа — это четверостишие или, например, шестистишие — то, что отделяется пустой строкой; иногда дети зовут строфы «куплетами». Например, первую строфу читать басом, вторую — пищать, как мышь, третью шипеть, как змея, и так далее. Потом это может помочь вспомнить.
  • Используйте элементы пантомимы. Можно пластически показать разные эмоции или понятия. Читая, вы припомните: вот в этом месте я пожал плечами, здесь приложил руку к уху, а здесь засмеялся. Старайтесь читать эмоциональнее — то, что мы прочувствовали, мы запоминаем лучше.

Надеемся, наши советы помогут вам или вашему ребенку выучить стихотворение быстро и запомнить его надолго.

Читайте также:  Ветчина Фитнес из индейки и свинины от Черкашин отзывы и фото
Оцените статью
Добавить комментарий